02.03.2023

Онлайн-мошенники: как их распознать и не дать себя обмануть

Онлайн-мошенники: как их распознать и не дать себя обмануть

Онлайн-мошенники часто перехватывают персональные данные людей, получают доступ их к мобильному банкингу и деньгам, и даже оформляют на них фиктивные кредиты.

Какие способы могут применить мошенники:

  • Представиться сотрудниками банков и микрофинансовых организаций, используя их названия и логотипы в своей рекламе и на фишинговом сайте.
  • Предлагать услуги по оформлению «льготных онлайн-кредитов», «безвозвратных кредитов», «микрозаймов с низкой процентной ставкой», «честных кредитов без переплат», а также по «удалению информации о просрочках в кредитной истории».
  • Предлагать взять обязательства по оплате кредита на себя, под расписку. Для этого заемщику необходимо оплатить только часть от общей суммы займа – от 10 до 40%. Мошенники высылают клиенту сообщение на мобильный телефон через специальные сервисы подмены номера, что кредит погашен. Мошенники могут запросить дополнительную сумму денег, якобы необходимую для дальнейшего решения вопроса: оплата комиссии за досрочное погашение, за страховку, доставку карточки.
  • Перечислить на ваш счет деньги, не запросив при этом предоплаты. Этими деньгами пользоваться нельзя. Спустя время кредитор потребует погасить долг. Дело в том, что мошенники успели оформить кредит на ваше имя, а сняв деньги или совершив денежный перевод, вы тем самым подтвердите, что кредитом воспользовались.

Никаких кредитных посредников между клиентами и финансовыми организациями не существует. Это мошенники. Банки и МФО работают только на основании лицензии Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка и не оформляют безвозвратные кредиты.

Как разоблачить мошенников?

Если к вам позвонили якобы сотрудники банка или МФО, завершите разговор. Сперва перепроверьте информацию на сайте Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка. В списке организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность, вы можете проверить наличие лицензии у кредитной организации. Обратитесь по их официальному номеру и перепроверьте информацию.

В разделе также опубликован список организаций, имеющих признаки недобросовестной деятельности.

Будьте внимательны и соблюдайте правила безопасности:

  • Представители финансовых организаций не будут запрашивать у вас по телефону или в переписке данные вашей карточки, включая трехзначный код на обороте, ее срок действия или SMS-код подтверждения операций по карте. Никому не сообщайте и нигде не публикуйте эти данные.
  • Если вам поступил ошибочный перевод, не снимайте деньги и не переводите их обратно через свой онлайн-банкинг. Возможно, это уловки мошенников. Обратитесь в отделение банка и напишите заявление, чтобы банк сам перевел деньги адресату.
  • Регулярно проверяйте свою кредитную историю – только так вы сможете узнать о мошенничестве и вовремя отреагировать.
  • Не верьте незнакомым людям, которые заводят речь о деньгах, не следуйте их инструкциям.
  • Не переводите деньги на указанные неизвестными лицами счета.
  • Не скачивайте никакие подозрительные или неофициальные приложения – вы можете предоставить мошенникам дистанционный доступ к своим гаджетам.

Если вы стали жертвой мошенников, обратитесь в правоохранительные органы и в свой банк для блокировки карты и перевыпуска новой и поменяйте пароли в своем онлайн-банкинге, электронных почтах, соцсетях.

Если на ваше имя оформили подставной кредит, удалить его из своего персонального кредитного отчета вы можете с помощью сервиса «Оспаривание информации в кредитной истории». Это бесплатно.

Получить дополнительную консультацию в Агентстве можно через мобильное приложение «Fingramota Online» или call-центр по номеру «1459» (звонок бесплатный).

Дополнительные материалы для изучения также доступны на Youtube-канале FinGramota.